Профессиональная юридическая помощь

Опытные юристы и адвокаты для людей и бизнеса

(... и всё, вот уже который год не можем сделать главную страницу для сайта и написать о том, какие мы красивые, умные и скромные. Пишем, как умеем.) 


Стоимость наших услуг

Составить исковое заявление -  от 5 000 рублей.

Составить договор - от 10 000 рублей, а типовой пришлём бесплатно.

Представительство в суде - от 30 000 рублей.

Представительство в арбитраже - от 40 000 рублей.

Однако, если человек - обычный трудящийся человек (как наши родители), который работает и получает зарплату, то стоимость наших любых услуг никогда не бывает выше его заработной платы. 

Особые условия

Личное участие клиента в судебном процессе - тариф "Хочу принять участие" - плюс 100 % к любой расценке.

Дача юристам указаний и ценных советов - тариф "Просто хочу посоветовать" - плюс 150 % к любой расценке.

Клиент сам полностью руководит своим судебным процессом - тариф "Я знаю больше любых юристов" - плюс 200 % к любой расценке.  


Наши гарантии

Гарантия лишь одна: мы сделаем всё возможное и даже больше для защиты Ваших интересов.

Всё остальное - "у моей подружки есть знакомый водитель, брат которого работает дворником в доме, в котором живёт судья областного суда" (и прочий бред) - есть враньё, нам этого не надо.

Короче: война есть война, а на Злой собаке свет клином не сошёлся и насильно мил не будешь. 


О картинке на сайте

(Нас уверяют: на сайте должна быть картинка. Поэтому мы разместили карданный вал от трактора К-700 "Кировец"

Он прекрасен!

P.S. Иногда мы пишем тут и для души, не только на юридические темы... 


 


Суд решил: ликвидировать Межрегиональную общественную организацию "Правозащитный центр "Мемориал" и её структурные подразделения.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адрес 29 декабря 2021 г.

 

Московский городской суд в составе председательствующего судьи фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2667/2021 по административному исковому заявлению Прокурора Москвы о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – Прокурор Москвы обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» (далее также Организация), указывая, что основным источником поступления денежных средств и имущества административного ответчика являются иностранные организации и государства

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Результаты проверок Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес, Управления Роскомнадзора по ЦФО, органов прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют об осуществлении Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» и ее руководителем деятельности с неоднократными грубыми нарушениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» и председателем его Совета *** неоднократно допускались нарушения требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что подтверждается, вступившими в законную силу, постановлениями судов по делам об административных правонарушениях. В нарушение статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» отрицаются установленные, вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, факты, формируется мнение об их незаконности и необязательности исполнения. Так, Прокуратурой адрес в ходе мониторинга официального интернет-сайта Центра https://memohrc.org выявлены информационные материалы, размещенные в свободном доступе, которые направлены в фио «Центр социокультурных экспертиз» на психолого-лингвистическое исследование. Согласно справке № 383/20 от 3 декабря 2020 года, в представленных материалах присутствуют лингвистические и психологические признаки оправдания деятельности участников международных террористических и экстремистских организаций «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Ат-Такфир Валь Хиджра», а также экстремистских организаций «Артподготовка» и «Свидетели Иеговы», идеологии этих организаций. Перечисленные материалы формируют у их адресатов мнение о допустимости участия в деятельности экстремистских и террористических организаций. Деятельность указанных организаций представлена авторами названных материалов, как правомерная и допустимая, а участие в их деятельности, как одна из форм реализации права на свободу вероисповедания. Таким образом, данные материалы направлены на формирование у неопределенного круга лиц представления о допустимости осуществления террористической и экстремистской деятельности, а именно деятельности международных экстремистских и террористических организаций и участия в них.

В судебном заседании 23 декабря 2021 года объявлялся перерыв до 29 декабря 2021 года.

В настоящем судебном заседании представители административного истца фио, фио заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить, пояснив, что в настоящее время противоправная деятельность административным ответчиком не прекращена, в сети интернет продолжают распространяться сообщения и материалы, доступные неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. 

Представители административного ответчика фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фиок., фио, фио, председатель Совета Организации Фио, привлеченный к участию в деле также в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, полагали, что Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» не допущено грубых и неоднократных нарушений закона, ликвидация является несоразмерной мерой реагирования на допущенные Организацией нарушения.

Представители заинтересованного лица – Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес, фио, фио, полагали заявленные административным истцом, требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по ЦФО, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем 3 части 1 статьи 44 указанного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Частями 2, 3 названной статьи предусмотрено, что структурные подразделения – организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Абзацами 5 и 6 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ, предусмотрено, что материалы, производимые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации (абз. 5). Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности на адрес, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на адрес, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (абз. 6).

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адрес 1 апреля 1993 года (регистрационный номер №).

25 ноября 2002 года запись о Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН №).

Согласно Уставу Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», принятому на учредительном собрании 1 апреля 1993 года, с изменениями, внесенными 28 мая 2020 года, Центр  является корпоративной некоммерческой организацией – добровольным объединением граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности их интересов для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону целей.

Целями, задачами и предметом ее деятельности являются:  наблюдение за осуществлением прав и основных свобод человека и гражданина; предание гласности и распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям; раскрытие правды о преступлениях тоталитарных режимов, о террористических методах управления обществом, изучение их причин                     и следствий; проведение и поддержка исследовательской деятельности, направленной на изучение массовых нарушений прав человека в зонах конфликтов; содействие активизации усилий общества и государства                       в решении задач, связанных с соблюдением прав человека, гуманизации пенитенциарной системы, защите лиц, подвергающихся преследованиям                  по политическим мотивам или незаконным репрессиям со стороны государственных органов; оказание безвозмездной правовой помощи лицам, чьи права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, международными конвенциями, пактами и договорами в области прав человека, были нарушены. 

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет структурные подразделения – представительства в адрес.  

Председателем постоянно действующего руководящего органа (Совета) организации является Фио 

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июля 2014 года организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Решением Тверского районного суда адрес от 11 марта 2015 года, вступившим в законную силу, названное распоряжение признано законным. 

Из материалов дела также следует, что в адрес Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» 27 сентября 2016 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вынесено представление с указанием на нарушение требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – распространение материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

1 июля 2020 года в адрес Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вынесено предупреждение за нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившимся в неразмещении с 2019 года отчетов о деятельности на информационном портале http://unro.minjust.ru.  

9 сентября 2020 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в связи с неисполнением письменного предупреждения от 1 июля 2020 года в адрес административного ответчика повторно вынесено предупреждение за нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившимся в неразмещении с 2019 года отчетов о деятельности на информационном портале http://unro.minjust.ru.  

Управлением Роскомнадзора по ЦФО 5 сентября 2019 года в отношении Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» и председателя Совета Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» Фио составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с распространением 7 августа 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Facebook» по адресу: https://facebook.com/memorial.nazran материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Вступившими в законную силу постановлениями Тверского районного суда адрес от 18 мая 2020 года (Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал»), от 6 ноября 2019 года (Фио) признаны виновными в совершении названного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма и сумма, соответственно

Управлением Роскомнадзора по ЦФО 7 ноября 2019 года в отношении Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» и председателя Совета Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» ... составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с распространением 26 сентября 2019 года в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/pcmemorial сообщений и материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Вступившими в законную силу постановлениями Тверского районного суда адрес от 20 декабря 2019 года (Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал»), от 17 декабря 2019 года (Фио) признаны виновными в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма и сумма, соответственно.

Управлением Роскомнадзора по ЦФО 7 ноября 2019 года в отношении Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» и председателя Совета Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» Фио составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с распространением 17 сентября 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе микроблогов «Twitter» по адресу:  https:// twitter.com/hrc_memorial сообщений и материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Вступившими в законную силу постановлениями Тверского районного суда адрес от 12 декабря 2019 года (Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал»), от 16 декабря 2019 года (Фио) признаны виновными в совершении названного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма и сумма, соответственно.

Управлением Роскомнадзора по ЦФО 5 декабря 2019 года в отношении Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» и председателя Совета Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» Фио составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с распространением 12 ноября 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.legal.memohrc.org сообщений и материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Вступившими в законную силу постановлениями Тверского районного суда адрес от 25 декабря 2019 Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» и Фио признаны виновными в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма и сумма, соответственно.

И.О. прокурора адрес 25 июня 2021 года в отношении Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с направлением 8 марта 2021 года материалов в государственные органы без указания на то, что они распространены или направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Вступившим в законную силу постановлением Тверского районного суда адрес от 4 октября 2021 года Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» признана виновной в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере суммасумма.


Приведенные выше обстоятельства объективно подтверждают доводы административного истца о совершении Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» неоднократных и грубых нарушений закона и иных правовых актов.


В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что после вынесения в адрес Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» представления от 27 сентября 2016 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за нарушение требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – распространение материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без указания на то, что они распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, - административным ответчиком 7 августа 2019 года, 17 сентября 2019 года, 26 сентября 2019 года и 12 ноября 2019 года совершены аналогичные нарушения требований названного Федерального закона.

Кроме того, после вынесения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 1 июля 2020 года и повторно 9 сентября 2020 года предупреждения в адрес Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» за нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившимся в неразмещении с 2019 года отчетов о деятельности на информационном портале http://unro.minjust.ru, административным ответчиком 8 марта 2021 года вновь совершено    нарушение требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Факт неоднократного нарушения Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» подтверждается вступившими в законную силу постановлениями суда, которые согласно части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются обязательными для суда, рассматривающего настоящее дело, по вопросам о том, имели ли место определенные действия Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» и совершены ли они этой организацией.

Перечисленные выше представление и предупреждения, вынесенные Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в адрес Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» в судебном или административном порядке Организацией, не оспаривались. 

Названные представление и предупреждения вынесены Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в строгом соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 38, статьи 42  Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в пределах предоставленной компетенции, в рамках установленной процедуры и в соответствующей форме. Изложенные в них факты совершенных Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» нарушений пункта 1 статьи 24, пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подтверждаются материалами дела (т. 3 л.д. 38-41, 42-44, 45, 46) и не оспаривались административным ответчиком в ходе настоящего судебного разбирательства.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт осуществления Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» своей деятельности с неоднократными нарушениями закона, что в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является самостоятельным основанием для ликвидации Общественной организации. 

Административный ответчик утверждает, что поскольку на дату подачи настоящего административного искового заявления по всем вменяемым Обществу правонарушениям, кроме одного, истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то данные нарушения нельзя считать неоднократными.

С указанными доводами согласиться нельзя, поскольку срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, в данном случае не применим. Названный срок установлен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и относится к  правоотношениям, урегулированным названным Федеральным законом.

По настоящему делу учтены правонарушения, совершенные административным ответчиком за период, не превышающий трех лет, что соотносится с логикой разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64.

Ликвидация Организации по названным выше основаниям является мерой публично-правовой ответственности, направленной на предотвращение нарушений прав и законных интересов граждан, общественного порядка и безопасности, при осуществлении объединениями граждан своей деятельности. Как таковая эта мера не сопряжена с повторным наказанием Организации за совершенные ею административные правонарушения, и, следовательно, ее применение не может свидетельствовать об отступлении от требования статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, по смыслу которого никто не должен дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение. Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном понимании законодательства, в связи с чем суд их отклоняет.

Анализ допущенных Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» нарушений, их характер, продолжительность, последующая, после совершения нарушений, деятельность Организации приводит суд к убеждению, что допущенные административным ответчиком нарушения носят грубый характер.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26). 

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулируя правовое положение организации, выполняющей функции иностранного агента, исходит из того, что таковой признается российская некоммерческая организация, получающая денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующая в том числе в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на адрес. Политическая деятельность при этом определяется как участие в организации и ведение политической деятельности с целью влияния на процесс принятия решений правительственными структурами с целью изменения государственной политики, проводимой ими, а также на формирование общественного мнения в указанных целях.

Целью регулирования закона об иностранных агентах является не допустить скрытого, неправового иностранного вмешательства во внутренние дела государства и обеспечить прозрачность такого влияния на принятие государственных решений.

Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, напротив, она затрагивает публично-правовые интересы в целом, в том числе права и свободы граждан.

Очевидно, что статус такой организации предопределяет строгое следование требованиям федерального законодательства к порядку ее деятельности, обусловленным интересами национальной безопасности, общественного порядка, необходимостью предотвращения беспорядков и преступлений, защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья и общего благосостояния, а также целями удовлетворения справедливых требований морали.

Из обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, следует, что Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал», будучи в установленном законом порядке признанной организацией, выполняющей функции иностранного агента, в своей деятельности демонстрирует устойчивое пренебрежение к требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях», не обеспечивает публичности своей деятельности, препятствует должному общественному контролю за ней, чем грубо нарушает права граждан, в том числе право на достоверную информацию о политической деятельности Организации, осуществляемой на адрес, в интересах иностранных источников.

Доводы Межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал» о том, что требования закона в части маркировки материалов и информации, распространяемых организацией, выполняющей функции иностранного агента, являются юридически не определенными, подлежат отклонению, поскольку формулировка требований Федерального закона «О некоммерческих организациях» в названной части имеет однозначный и понятный характер, требующий проставления соответствующей маркировки на материалах и информации, распространяемых организацией, выполняющей функции иностранного агента. При этом административный ответчик и его руководитель неоднократно привлекались к административной ответственности за нарушение требований указанного законоположения, а, следовательно, не могли не знать о таком требовании и порядке его выполнения. Однако, после очередного привлечения к административной ответственности выводы для себя не делали, продолжая совершать однородные нарушения, проявляя тем самым, по убеждению суда, явное пренебрежение к требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Ссылки стороны административного ответчика на то, что действующее законодательство не содержит требований по форме и порядку проставления соответствующей маркировки, судом отклоняются, поскольку нарушения такого характера Организации не вменяются. Административный ответчик и его руководитель привлекались к ответственности за фактическое отсутствие названной маркировки в каком-либо виде на распространяемых ими материалах. 

Исполнение постфактум требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», после выявления допущенного нарушения контролирующими органами, не свидетельствует, как на то необоснованно ссылается сторона административного ответчика, о добросовестности Организации при осуществлении своей деятельности в качестве иностранного агента.

Напротив, приведенные выше факты свидетельствуют о намеренном, грубом и демонстративном неисполнении Организацией требований закона на протяжении длительного времени и, как следует из материалов дела, до настоящего времени такие нарушения со стороны административного ответчика продолжают допускаться (дело об административном правонарушении № 5-1297/2021), что по убеждению суда, с учетом занимаемой Организацией позиции отрицания правомерности требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», также свидетельствует о неустранимости и грубости выявленных нарушений. 

Учитывая, что верховенство права, является одним из основных принципов демократического общества, само по себе несогласие  Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» с отдельными положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях», не освобождает Организацию от исполнения его требований.  

Указание административным ответчиком на апелляционное определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2018 года по административному делу о ликвидации Межрегионального профсоюза «Рабочая Ассоциация» и решение Верховного суда адрес о ликвидации Межрегиональной организации «Человек и Закон», не могут повлиять на принимаемое судом решение по настоящему делу, поскольку приведенные судебные постановления не образуют преюдицию по смыслу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. 

Следует учитывать, что изготовляемые Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал» материалы тиражируются на широкую аудиторию, в связи с чем последствия допущенных ею нарушений действующего Федерального закона «О некоммерческих организациях», являются значительными, что также свидетельствует о грубости допущенных нарушений.

Доводы об осуществлении Организацией общественно полезной деятельности, о сотрудничестве с международными и государственными органами Российской Федерации не опровергают вышеизложенных выводов суда и не препятствуют ликвидации Организации с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела.

Совокупность допущенных Организацией неоднократных и грубых нарушений законодательства, длительный период времени, в течение которого Организацией они допускались, системный и умышленный характер этих нарушений, приводит суд к убеждению, что требуемая административным истцом мера ответственности в виде ликвидации Организации отвечает принципу соразмерности и является необходимой в демократическом обществе для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе на доступ к достоверной информации о деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.  

При этом суд также учитывает, что государство, в лице соответствующих контролирующих  органов, перед истребованием у суда такой меры ответственности как ликвидация, добросовестно приняло исчерпывающие меры по предупреждению и пресечению допускаемых Организацией нарушений требования Федерального закона «О некоммерческих организациях». 

С учетом того, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты неоднократных и грубых нарушений действующего законодательства Межрегиональной общественной организацией «Правозащитный центр «Мемориал», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора Москвы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства кодекса Российской Федерации, 

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Прокурора Москвы – удовлетворить.

Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Правозащитный центр «Мемориал» и её структурные подразделения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. 

Судья

Московского городского суда:       М.Ю. Казаков

Есть вопросы?

Нажмите на кнопку и мы решим Вашу задачу!
Звоните прямо сейчас!